• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Муфтий РТ: «Соборная мечеть Казани непременно должна отражать татарскую идентичность»

Время чтения: 4 мин
945

Сегодня в Казани прошла пленарная дискуссия «Подходы к проектированию современных культовых сооружений» в рамках архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги».

Организаторы встречи – МБУ «Институт развития города» и Управление архитектуры и градостроительства Казани. В работе пленарки приняли участие Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, главный архитектор города Казани Ильсияр Тухватуллина, директор музея Казанской епархии иеромонах Аркадий (Логинов), сооснователь архитектурного Бюро "Цимайло Ляшенко и Партнеры" Николай Ляшенко и др.

В числе спикеров выступил Камиль хазрат Самигуллин. В своей речи он в первую очередь отметил, что Республика Татарстан относится к числу многонациональных регионов России и является примером успешной реализации межконфессионального диалога.

«Межнациональные и межрелигиозные мир и согласие – это наивысшая ценность и самое важное достижение республики», – сказал он и затронул тему строительства Соборной мечети в Казани. Он выразил свои предложения по проекту, который ранее обсуждался.

«Подобно тому, как не может быть храмов без креста, так и минарет мечети не может быть без полумесяца. Чем в таком случае это здание (прим.ред. – Национальной библиотеки РТ) отличается от мечети? Здесь тоже кубическое здание, а чуть подальше – минарет», – заметил муфтий.

Камиль хазрат также поднял вопрос облика татарской мечети и обратил внимание присутствующих, что он остается открытым для обсуждения, так как исконно татарских мечетей осталось только две: фундамент ханской мечети в Болгарах и мечети в Биляре, а все мечети 18-19 веков в Казани проектировались немусульманскими архитекторами. При этом Муфтий призвал учитывать при проектировании Соборной мечети особенности татарской культуры:

«Исторические мечети строились, исходя из потребностей и запросов мусульман того времени, а также климатических особенностей нашей местности. Например, в старинных мечетях были отдельные фарз-залы, сунна-залы, которые для экономии отапливались вместе только по пятницам. То есть есть такие потребности, которые надо учитывать и в каждое время они могут меняться. Сегодня, например, стоит вопрос о том, какая должна быть татарская мечеть. В ней непременно должны быть отражены национальные орнаменты и архитектурные решения, которые покажут гостям Казани, какая она – татарская мечеть и они не спутают ее ни с НКЦ, ни с библиотекой. Это здание должно отчетливо выглядеть именно религиозным сооружением. То есть посетители по каким-то признакам должны идентифицировать здание как мечеть».

Камиль хазрат также напомнил, что у минарета также есть свои предназначения: «Прежде всего это не маяк, а минарет для произнесения азана. Он, безусловно, может выполнять и другие функции, но в первую очередь должен оставаться минаретом».

«Да, возможно, минарет и мечеть могут иметь кубическую форму. Но в этом случае также нужно учитывать и нюансы эксплуатации. Я, как религиозный деятель, убежден, что красота и туристическая привлекательность – вторичны для мечети, что приоритет должен оставаться за функциональностью, удобством для верующих, чтобы они могли комфортно молиться, совершить омовение, припарковаться и финансово содержать здание в дальнейшем. Кроме того, проплывая мимо Соборной мечети на водном транспорте или пролетая на самолете, люди должны узнавать в ней именно мечеть. Казанскую мечеть!», – сказал он.

Далее Камиль хазрат призвал присутствующих сохранять национальную культурную идентичность от глобализационного поглощения: «Если мы будем одинаковы, то мы не будем интересны друг другу. Когда у нас разные языки, культура, одежда, традиции – нам интересно ездить по странам и изучать. Поэтому Соборная мечеть Казани непременно должна отражать татарскую идентичность».

При этом Камиль хазрат подчеркнул, что в одном проекте невозможно учесть мнение всех и в этой связи выразил мнение: «Если на то будет воля Аллаха, то эта Соборная мечеть не станет последней. Будут реализованы и другие идеи. Из истории мы видим, что Первая Соборная мечеть в Казани – это мечеть Марджани. Когда она заполнилась, появилась Вторая Соборная мечеть – Апанаевская. Потом появилась третья Соборная мечеть – Бурнай. Четвертая – это «Зангар мэчет», пятая – Галиевская и т.д. То, что будет построена Соборная мечеть, совершенно не означает, что в будущем больше не появится еще одна».

«Кто-то говорит: «Давайте будем смотреть в будущее». Кому-то хочется исторического воплощения. Есть же разные подходы. Например, мечеть «Кул Шариф» олицетворяет наше прошлое. Можно долго спорить об этом. Но самое  главное – это то, что хотят верующие. А это: первое – чтобы нам было удобно и комфортно, чтобы была широкая парковка, инфраструктура, функциональность; и второе – отражение татарской идентичности.  Чтобы мы ее узнавали, чтобы она была мечетью и ее украшали татарские символы. Это очень важно. Иначе этот объект не будет отличаться от любого другого здания», – подытожил свое выступление Камиль хазрат.

С мнением Муфтия согласился и отец Аркадий, который подчеркнул, что помимо привлекательности важно учитывать в проектах религиозных сооружений и функциональность для верующих.

После пленарной части дискуссии прошла презентация проекта Соборной мечети Казани. Однако в связи с тем, что время ее проведения совпало с пятничной молитвой, в дискуссии от имени мусульман выступил лишь Председатель Совета аксакалов ДУМ РТ Айрат хазрат Аюпов. Он привел в пример Соборную мечеть в Марокко, которая также построена на воде и восхищает своей архитектурной красотой, а также призвал разработчиков учитывать мнение верующих мусульман и оставить для потомков истинно татарскую мечеть.

 

Фото и материал: ДУМ РТ.

Социальные комментарии Cackle